Питание детей в дошкольном учреждении
Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания,
которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического
и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.
Кроме того, правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки,
так называемое рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания. Роль питания в современных условиях значительно
повышается в связи с ухудшением состояния здоровья детей в результате целого комплекса причин,
одной из которых является нарушение структуры питания и снижение
его качества как в семье, так и в организованных детских коллективах.
Возникновение болезней эндокринной системы, органов пищеварения, анемий, в значительной мере, обусловлено факторами алиментарной природы.
Несбалансированное питание приводит к витаминной недостаточности, дефициту различных микроэлементов
и только при правильно составленном рационе ребенок получает необходимое для нормального роста и развития количество незаменимых пищевых веществ.
Основным принципом питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие их пищевых рационов.
Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы,
молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др.
можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами.
И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напротив,
избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.
Правильный подбор продуктов – условие необходимое, но еще недостаточное для рационального питания дошкольников.
Необходимо стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными и готовились с учетом индивидуальных вкусов детей.
Другим условием является строгий режим питания, который должен предусматривать не менее 4 приемов пищи:
завтрак, обед, полдник, ужин, причем три из них обязательно должны включать горячее блюдо.
Если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 часов), у ребенка снижаются работоспособность, память.
Чрезмерно же частый прием пищи снижает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ
Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье.
Для этого необходима четкая преемственность между ними.
Нужно стремиться к тому, чтобы питание вне ДОУ дополняло рацион, получаемый в организованном коллективе.
С этой целью в детском саду ежедневно вывешивается меню. В выходные и праздничные дни рацион питания ребенка
по набору продуктов и пищевой ценности лучше максимально приближать к рациону, получаемому им в ДОУ.
Уважаемые родители!
Утром, до отправления ребенка в детский сад, не кормите его, так как это нарушает режим питания,
приводит к снижению аппетита, в таком случае ребенок плохо завтракает в группе.
Однако если ребенка приходится приводить в ДОУ очень рано, за 1-2 часа до завтрака, то ему можно дома дать сока и (или) какие-либо фрукты.
Говоря об организации питания детей в дошкольных ДОУ, следует остановиться на особенностях питания ребенка в период адаптации к учреждению.
Переход ребенка от домашнего воспитания к воспитанию в детском коллективе почти всегда сопровождается определенными психологическими трудностями.
Чем меньше ребенок, тем тяжелее он переносит этот период. Часто в это время у детей снижается аппетит, нарушается сон,
иногда наблюдаются невротические реакции, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям.
Правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе.
Перед поступлением ребенка в детский сад родителям рекомендуется приблизить режим питания
и состав рациона к условиям детского коллектива, приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в детском учреждении,
особенно если дома он их не получал. В первые дни пребывания в коллективе нельзя
менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании.
Так, если ребенок не умеет или не хочет есть самостоятельно, первое время воспитатель кормит его, иногда даже после того, как остальные дети закончат еду.
Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно.
Это еще больше усилит отрицательное отношение к коллективу. Нередко дети поступают в дошкольные учреждения в осенний период,
когда наиболее высок риск распространения острых респираторных заболеваний, и вновь поступившие дети заболевают в первую очередь.
Для профилактики острой инфекционной заболеваемости проводится дополнительная витаминизация рациона питания детей.
Целесообразно в этот период введение поливитаминов в течение достаточно длительного времени (до 4-6 месяцев)
ДВУХ -НЕДЕЛЬНОЕ МЕНЮ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ МБДОУ № 38 пос. ЭЛЬБАН