Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Оборудованные учебные кабинеты
- Паспорт кабинета дополнительного образования
- Паспорт методического кабинета
- Паспорт музыкального зала
- Паспорт спортивного зала
- Паспорт кабинета педагога-психолога
- Паспорт кабинета учителя логопеда
Специально оборудованные учебные кабинеты
Физкультурный зал в ДОУ предназначен для решения задач физического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Здесь проводятся занятия, досуги, праздники и развлечения.
Общая площадь физкультурного зала — 45,1 кв. м.
Физкультурный зал оснащен стандартным и нестандартным оборудованием и спортивным инвентарём, необходимым для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование — гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь — мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др.
Кабинет дополнительного образования предназначен для реализации Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Робошкола». Целью данной программы является развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребенка с использованием средств робототехники. В кабинете занимаются воспитанники старшего дошкольного возраста, 5 групп по 10 человек.
Общая площадь кабинета дополнительного образования 45,6м2
В ДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Оснащен логопедический кабинет: Общая площадь логопедического кабинета 27,5 кв.м.
Кабинет учителя-логопеда предназначен для
-проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста.
— проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.
1.Оснащение кабинета:
-зеркало настенное с лампой дополнительного освещения;
-зеркала для индивидуальной работы;
-шкафы для хранения пособий;
-столы для детей;
-стулья детский;
-стол, стулья для работы учителя-логопеда с документацией.
— интерактивная доска
— проектор
— Интернет
- Учебно-методические пособия:
а) для коррекционной логопедической работы:
- по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики);
- по фонетическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха);
- по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);
- по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам
б) для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления: (счетный материал, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор картинок «Четвертый лишний», набор карточек на обобщающие темы, наборы картинок для игр «Чей силуэт», «Что сначала, что потом», «Путаница», «Нелепицы».
в) картотеки: (атикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упраженения на релаксации.
г) пособия и материалы: на развитие дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри); на развитие мелкой моторики (матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты); по обучению грамоте (настенная азбука, кассы букв и слогов, предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звукобуквенного анализа и синтеза.
Музыкальный зал в ДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Здесь проводятся НОД, досуги, праздники, утренники и развлечения.
Общая площадь музыкального зала — 88,5 кв.м.
Музыкальный зал оснащен современным оборудованием: мультимедийный программный комплект, пианино, музыкальный центр, проектор, экран, ноутбук, учебно методическими материалами: оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки),портретами композиторов. Создана фонетика (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал, Музыкальный кабинет оснащен современной музыкально-методической литературой и дидактическими играми.
Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие,познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Средства обучения и воспитания сформированны по видам:
- методическая литература;
- наглядно-методические пособия;
- дидактические пособия;
- наглядно-дидактические пособия;
- наглядные пособия.
В кабинете педагога-психолога проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей.
Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Для кабинета педагога-психолога отведено отдельное помещение площадью 13,9 кв.м.
Оборудованные объекты для проведения практических занятий
- Паспорт 1мл.группы №2
- Паспорт 1мл.группы №5
- Паспорт 2 младшей группы №7
- Паспорт 2 младшей группы №10
- Паспорт группы раннего возраста № 3
- Паспорт подготовительной группы №12
- Паспорт подготовительной группы №13
- Паспорт средней группы №9
- Паспорт средней группы №11
- Паспорт старшей группы №14
- Паспорт страшей группы №8
В Доу оборудовано 11 групповых помещений, в том числе оборудованных для проведения практических занятий.
В состав групповых помещений входят:
- Раздевальная (приемная), предназначенная для приема детей и хранения верхней одежды.
- Групповая, для проведения игр, занятий и приема пищи.
- Спальня, для организации сна.
- Буфетная, для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды,
- Туалетная (совмещенная с умывальной).
Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ оборудовано 11 групповых помещений, в том числе оборудованных для проведения практических занятий.
В состав групповых помещений входят:
- раздевальная (приемная), предназначенная для приема детей и хранения верхней одежды;
- групповая, для проведения игр, занятий и приема пищи;
- спальня, для организации сна;
- буфетная, для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды;
- туалетная (совмещенная с умывальной).
Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО.
В каждой группе есть центры: познавательного и интеллектуального развития, игровые и экспериментирования, книжные и дидактического направления, игровые и спортивные, уголки уединения и взаимодействия с семьей) уголки экспериментирования: материалы для наглядного показа и детского исследования (глобусы, карты, макеты, иллюстрации, магниты, лупы, настольно – печатные игры).
В группах в зависимости от возраста детей, имеются разнообразные виды театров (трафаретный, настольный, теневой, кукольный), атрибуты, элементы костюмов для сюжетно – ролевых, режиссерских игр, игр – драматизаций. В группах раннего возраста и младших группах – уголки ряженья.
Оборудованная библиотека(и)
Отдельного помещения в ДОУ нет. В методическом кабинете находится следующая литература:
- учебная и методическая литература,
- периодическая печать,
- детская художественная литература.
Оборудованные объекты спорта
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого в отдельном помещении оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, занятия, физкультурнные досуги, праздники и развлечения. Общая площадь физкультурного зала — 45,1 кв.м. Освещенность — естественная 4 окна, искусственная 10 люминесцентных светильников.
В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование — гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь — мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др.
Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо — физиологическим особенностям детей, их возрасту.
В ДОУ имеется спортивная площадка со стационарным физкультурно-игровым оборудованием: баскетбольные кольца, яма для прыжков, гимнастическая лестница, ворота футбольные, рукоходы, волейбольная сетка, спортивный лабиринт, мишени и тд. В зимний период времени на спортивной площадке организуется каток.
На спортивной площадке установлен скалодром. Скалодром (альпийская стенка), состоит из 6 попарно скрещенных, под углом 70 градусов, брусьев 10 x15 см. Брусья внизу зафиксированы перекладинами из досок, сверху соединены между собой брусом. Первый пролёт скалодрома покрыт досками. С одной стороны в досках сделаны вырезы, шириной 7см, высотой 5см. С другой стороны зафиксированы деревянные имитации камней-зацепы. Высота скалодрома 2 метра. Скалодром спр очно зафиксирован в грунте, и все крепежные материалы надежно закреплены. Под скалодромом расположена песочная яма. На скалодроме имеются сетка для лазания, кольца, канат. Вокруг скалодрома расположена дорожка здоровья.
Скалолазание – уникальный вид спорта, сочетающий в себе физические нагрузки и развитие логического мышления. Также скалолазание развивает личностные качества воспитанников, учит настойчивости, целеустремленности, собранности, взаимопониманию.
Оборудованные средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации Образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.)
- электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.)
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).
- спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).
В методическом кабинете собрана методическая литература по образовательной программе, пособия и игрушки для проведения воспитательно-образовательной работы, картины, таблицы и другие пособия. Оснащенность методического кабинета составляет около 80%. В методическом кабинете функционирует 2 компьютера, 4 ноутбука, 5 принтеров, 2 ламинатора, 1 брошюратор, столы и стулья для проведения педагогических советов. Для поддержания информационного пространства в кабинете 2 компьютера и 3 ноутбука подключены к системе Интернет. Для использования педагогами в образовательном процессе имеется мультимедийное презентационное оборудование (проектор, штатив, экран).
В кабинете, как и по коридорам учреждения размещены информационные стенды для воспитателей, родителей. Это информация об учреждении (Визитка ДОУ), о правилах внутреннего трудового распорядка, информация о сотрудниках, графиках их отпусков и др.; стенды по ГО и ЧС, Пожарной безопасности, стенды для потребителей образовательных услуг (в том числе и платных), о работе сотрудников пищеблока; с успехами сотрудников (Почетные грамоты, дипломы, сертификаты и др.), стенды для родителей вновь поступающих детей (правила приема детей в ДОУ, необходимая документация, права и обязанности всех участников образовательного процесса и др. В коридорах ДОУ размещены красочные стенды специалистов ДОУ — учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре — для освещения задач и проблем в воспитании и развитии ребенка, трудностей возрастных периодов и др.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В ДОУ имеются необходимые технические средства обучения:
- 12 компьютеров, из которых 8 объединены в локальную сеть и имеют выход в интернет, что способствует использование Интернет-ресурсов для получения информации, из них 4 компьютеров используются для организации образовательного процесса.
- мультимедийный проектор – 1,
- интерактивная доска – 2,
- музыкальный центр-1,
- ноутбук – 4,
- сканеры и принтер – 9,
- синтезатор – 1,
- телевизоры – 12,
- ламинатор – 1,
- брошюратор – 1.
Оборудование доступно и удобно для организации работы с детьми. 100% педагогов используют информационно-компьютерные технологии при подготовке к образовательной деятельности, в совместной деятельности с воспитанниками.
Электронные образовательные ресурсы для работы с детьми:
- тематические презентации и загадки;
- развивающие игры из различных серий;
- аудиокниги и др.
Вид информационной системы, кол-во |
Вид помещения |
Функциональное использование |
Категория пользователей |
Персональный компьютер, 4 шт.
Ноутбук, 1 шт. |
Кабинет учителя-логопеда, Кабинет педагога-психолога, Кабинет музыкальных руководителей. | Осуществление методической помощи педагогам, работа с отчетной документацией и т.д. Коррекционно-развивающая работа с воспитанникам | Воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальные руководители, инструктор по физкультуре, педагоги |
Персональный компьютер, 2 шт. Ноутбук, 2 шт. | Методический кабинет | Осуществление методической помощи педагогам; организация консультаций, семинаров, педагогических советов; работа с отчетной документацией, оформление педагогического опыта, выход в Интернет | Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель, воспитатели |
Персональный компьютер, 1 шт | Кабинет заведующего | Выход в Интернет, работа с отчетной документацией, электронной почтой и т.д. Планирование и мониторинг образовательной деятельности | Заведующий ДОУ |
Персональный компьютер, 4 шт. | Кабинет бухгалтерии | работа с 1С, отчетной документацией унификация кадрового делопроизводства | Главный бухгалтер, бухгалтер, завхоз |
Персональный компьютер, 1 шт | Медицинский кабинет | работа с отчетной документацией | Медсестра |
Персональный компьютер, 1 шт | Кабинет специалиста по кадрам | работа с отчетной документацией | Специалист по кадрам |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Количество компьютеров в ДОУ, подключенных к сети «Интернет» — 9 точек, в том числе для учебно-вспомогательного целей — 4;
Локальная сеть обеспечена доступом к сети «Интернет». Оказание данных услуг осуществляется провайдером ПАО «Ростелеком»;
МБДОУ №38 пос. Эльбан имеет официальный сайт учреждения –
http://дс38-эльбан.амурск-обр.рф/, который имеет версию сайта для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
В образовательном процессе используются интерактивные развивающие пособия для индивидуальных и групповых занятий взрослых с детьми.
МБДОУ №38 пос. Эльбан имеет официальный сайт учреждения –
http://дс38-эльбан.амурск-обр.рф/, который имеет версию сайта для слабовидящих.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
Наличии общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ не предусмотрено
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение доступа в здание образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
МБДОУ №38 пос. Эльбан отдельно стоящее здание 2 этажа, 2230,8 кв.м, 1987 постройки.
Конструктивные особенности зданий не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Входная площадка имеет навес, пандус, звонок при входе. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В нашем детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- в кабинете учителя-логопеда: интерактивная доска с комплектом программного обеспечения;
- в музыкальном зале: мультимедийная установка, проектор, экран, ноутбук, музыкальные центры, переносная мультимедийная установка;
- в группах: магнитофоны (в каждой возрастной группе), телевизоры.
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
О доступности образовательных услуг для инвалидов и детей с ОВЗ
МБДОУ№ 38 пос. Эльбан в настоящее время посещает:
- детей с ОВЗ — 10 чел.
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимо
- Приказ «О предоставлении услуг инвалидам на территории МБДОУ № 38»
- Порядок предоставления услуг инвалидам на объъектах МБДОУ № 38 пос. Эльбан , которые полностью не приспособлены к нуждам инвалидов (Подпись)
- Алгоритм по оказанию помощи в передвижении по учреждению и доступности в получении услуг
- Паспорт доступности (подпись)
- Электронный паспорт доступности
- Информация о размещении методических рекомендаций по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, разработанных в 2022 году в рамках исполнения подведомственными организациями Минпросвещения России государственного задания
Электронный паспорт доступности
Принятый 29 декабря 2012 г. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вводит в российское образовательное пространство два принципиально новых для нашего общества понятия: инклюзивное образование и особые образовательные потребности (ООП). Пункт 27 статьи 2 этого закона звучит так: «Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Эта важная веха в истории развития прав человека в России: политика включения лиц с ограниченными возможностями здоровья и трудностями в обучении в систему общего образования теперь постулирована на государственном уровне и обещает им создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования (см. Ст.5 п.1 того же закона).
При создании условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ особое внимание в учреждении уделено разработке образовательной программы, которая обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
В дошкольном учреждении созданы условия для организации обучения воспитанников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)
Основной целью реализации образовательной программы МБДОУ № 38 пос. Эльбан является обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности.
Наряду с образовательной программой в дошкольном учреждении разработаны парциальные программы, которые направлены на обучение и воспитание детей с нарушениями речевого развития, слабым физическим здоровьем, проблемами в развитии эмоциональной сферы, сопровождения детей – инвалидов.
В МБДОУ № 38 пос. Эльбан функционирует Психолого-педагогический консилиум (далее — ППк). ППк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-педагогического сопровождения воспитанников ДОУ с отклонениями в развитии или другими состояниями.
Целью ППк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-педагогического сопровождения детей, посещающих ДОУ, с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состояниями соматического и нервно-психического здоровья детей.
Задачами ППк ДОУ являются:
- выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии;
- выявление характера трудностей, возникающих у ребенка, и в работе с ним у педагогов и у родителей, а также установление причин этих трудностей;
- профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
- определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в ДОУ возможностей;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
В состав ППк учреждения входят:
- Заместитель заведующего по УВР – Лескова Екатерина Сергеевна.
- Старший воспитатель – Васильева Галина Эдуардовна.
- Педагог-психолог — Тобокова Галина Юрьевна.
- Учитель-логопед — АбашкинаЕлена Борисовна.
Положение о работе с овз
Рекомендации психолога по сопровождению детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении